ИСТОРИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

    А.А. Селезнёв к.т.н.

    АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – ПОКРОВИТЕЛЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

     

    “... Дабы всюду вместо прежде бывшей святому благоверному Великому князю Александру Невскому ноября 23 числа службу, отныне праздновать августа 30 числа непременно".

    Указ Петра I (30.08.1724 г.)

    После тяжких испытаний, пережитых нашим отечеством в конце 17, начале 18 веков, настала эпоха Петра.

    Она началась близ берегов Балтийского моря и историческая жизнь русского народа потекла широким потоком по обширному руслу, захватывая в своём течении новые отдельные берега и пределы, шаг за шагом двигая население к Уральским горам.

    Перешагнув горы, русский народ рассеялся по необозримым просторам Северной Азии до крайних восточных пределов.

    Стремление Петра I к Балтийскому морю позволило сосредоточить внимание на тех местах, где начиналась историческая жизнь русского народа и ему снова пришлось встретиться лицом к лицу с теми же врагами, со шведами, с ливонскими немцами, с которыми так победоносно сражался некогда Невский герой.

    Сражаясь со шведами и пробиваясь к заветному морю, Петр конечно думал о том времени, когда впервые на берегах Невы раздались победные клики русских над врагами. Именно эти думы о победоносном вожде, и объясняют его желание, чтобы новая столица, его дорогой "парадиз", и весь новый край находился под особенным покровительством национального героя русского народа - св. Благоверного Великого князя Александра Невского.

    Державная воля Петра, - говорит православный проповедник - преодолев все затруднения, какие противопоставила намерениям его северная природа, основала, на удивление всем, столицу в пустынном крае, в местах, едва проходимых, где только царственный ум Петра мог видеть возможность существования одного из великих городов в мире.
    Новая столица, быстро хорошела под рукою Государя, она была предметом постоянных его забот. Но мало для него было тех трудов, какие он сделал для её блага - дав ей жизнь, ему хотелось, чтобы созданный им град был не хуже других градов России, чтобы судьба его была ограждена от невзгод - навсегда. И вот юная столица, которой еще долго пришлось бы ждать пока на ее нивах произрастет цвет нетления и она украсится святынею - получает в свои объятия нетленные мощи св. благоверного великого князя Александра.
    И можно ли было мечтать о лучшем покровителе для града на брегах Невы ?

    Герой Невской битвы - заступник земли Русской, несомненно, всегда и был, и есть, и будет лучшим стражем и покровителем тех мест, где некогда взошло его солнце.
    Решив перенести нетленные мощи св. Александра, Петр заранее приготовил для них новые покои и указал место для постройки монастыря.

    В журнале Петра Великого за июль 1710 года читаем: "Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям и над Невою рекою, при С.-Петербурге, на устье речки Чёрной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктория, где указал строить монастырь во имя Св. Троицы и св. Александра Невского и на том месте, в присутствии Его Государя и при нем обретающихся министров и генералитета, архимандрит, назначенный в тот монастырь, Феодосий водрузил крест с таковым надписанием: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, повелением Царского Пресветлаго Величества, на сем месте имеет создатися монастырь» — и поставлена на том месте часовня".

    Несмотря на трудные войны, кипучую внешнюю и внутреннюю государственную деятельность, на вечные разъезды от Балтийского моря до Волги, от Архангельска до Азова, Петр не оставлял своих забот об устроении обители. Постройка монастыря началась в 1717 году по плану архитектора Андрея Треззина, на котором государь начертал: «Во имя Господне делать по сему». Работы велись интенсивно и 29 мая 1723 года, во время посещения государем вновь устроенной обители, состоялось Высочайшее повеление: «Обретающияся во Владимирском Рождествене монастыре мощи св. Благоверного Великого Князя Александра Невского пере¬нести в Александровский монастырь.

    Во Владимире святые мощи покоились в новой деревянной раке с 1697 года, которая была сделана в 1695 году в Москве при царях Иоанне и Петре Алексеевичах. Для перенесения святых мощей из Владимира в Петербург был построен ковчег, покрытый малиновым бархатом. Над ковчегом возвышался балдахин. На крышке ковчега лежала подушка лазоре¬вого цвета, обложенная золотым позументом с золотыми кистями. На нее возложены были крест и княжеские регалии.

    Из Владимира до Петербурга святые мощи сопровождал настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий. При шест¬вии со святыми мощами, за порядком и благопристойностью на пути наблюдал окольничий Михаил Васильевич Сабакин. Строго было наказано, чтобы вблизи святыни не происходило «сквернословия и непотребных действ». Духовные и светские лица во время процессии присутствовали неотлучно. Останавливаться - надлежало «в удобных полевых местах и содержать ковчег со св. мощами в шатре, под надлежащим присмотром и охранением».

    Во Владимире с 10 на 11 августа 1723 года совершены были во всех храмах всенощное бдение и утром литургия.
    Духовенство города и окрестных монастырей, при многочисленном стечении народа, с крестным ходом направилось из соборного храма в Рождественскую обитель.
    Здесь перед ракою св. князя отслужен был молебен.
    Затем архимандриты и игумены, приступив к раке, подняли святые мощи и поставили в приготовленный ковчег.
    Монастырская стена, выходившая на большую улицу, была разобрана, так как вследствие высоты ковчега, пронести его прямо через монастырские ворота было невозможно.
    Духовенство на ремнях несло ковчег до Студеной горы.
    Волны народа сопровождали священное шествие.
    Колокольный звон со всех церквей раздавался в воздухе.

    Так проводили граждане Владимира свою святыню, более трех с половиною столетий покоившуюся в их городе!

    Необычное зрелище представляло шествие святыни через землю Русскую!
    Во всех селах и городах, лежавших на пути, встречали и провожали святыню с крестами и иконами, с моленным пением и колокольным звоном.
    Народ во множестве стекался на поклонение святым мощам.
    Многие, не исключая женщин и детей, горели желанием принять участие в несении святыни.
    Так было 13 августа в селениях Дмитриевском и Ундоле.
    Столь же трогательные встречи, повторившись потом 14 августа в деревне Липках, 15-го - в селе Покрове, 16-го - в селах Рогожах и Купавне, 17-го - в селении Пахре и в селе Ивановском.
    Глубокое впечатление - писал очевидец - ложилось на душу при виде этих народных волн, окружавших непрестанно святыню, при этом всеобщим священном одушевлении! Как прекрасно выражалось это настроение православного народа в непрерывно раздававшихся вокруг гроба святого церковных песнопениях!

    17 августа вечером шествие приблизилось к Москве и остановилось до утра у пруда, что под Красным Селом, близ дома ближнего стольника Ивана Федоровича Ромодановского.
    День был красный, а к вечеру пошел дождь.
    Слух о прибытии святыни молниеносно разлетелся по окрестностям, с вечера волны народа устремились из Москвы и окружили ковчег.

    Утром, 18 августа, при звоне всех московских колоколов, крестный ход в сопровождении множества народа двинулся.
    У церкви св. Василия Кесарийского было совершено всенародное молебствие.
    Затем процессия двинулась по Москве.
    Шли Мещанскою по колено в грязи, святыню несли всяких чинов охотники, в 11 часу вышли к Сухаревой башне, подошли к Белому городу.
    Стретинские ворота прошли с большим трудом из за ширины носилок.
    Пройдя Неглинную, Веденскую улицы, пошли Петровскою до Тверской, мимо Охотного ряда, хотели идти в Кремль к собору, но не смогли пройти, так как мост у Неглинских Воскресенских ворот был сломан.
    По Тверской прошли к Белому городу.
    Через триумфальные Тверские ворота вышли к Земляному городу и в 2 часа по полудню перешли за Ямскую Тверскую.
    В 3 часа по полудню отойдя, от Ямской слободы сто пять, и от Рогаток 58 сажень в поле был, раскинут царский шатер, под сенью которого на ночь и была поставлена святыня.
    В течение всей ночи множество народа как бы на страже неотлучно окружало шатер.
    Моленное пение не прекращалось до самого утра.
    День был ясный, но в ночь пошел сильный дождь, пришлось укрывать ковчег клеенкою.
    По выходе из Москвы принесли новую большую клеенку от Заруднева, которой укрыли ковчег, а малую сняли.

    В селе Никольском были 19 августа, в Клину 22-го, жители города всенародно с крестным ходом сопровождали святыню за 7 верст, 24-го прошли село Давидово, и 25-го в селе Городце святыню торжественно встречал архимандрит Желтикова монастыря Мелетий с братиею.

    День был красный.

    26-го были уже в Твери, где святыню ожидали архимандриты с городским духовенством, 27-го была встреча в Малкском монастыре, 28-го - в Торжке, некогда освобожденном Александром от литовского нашествия.

    Пройдя 29-го село Выдоропское, шествие 30-го направилось от монастыря Николы Столперского в Вышний Волочек, куда и прибыли 31 августа.

    Ночевали под деревней Яжелбицы.

    3 сентября двинулось к Валдаю.

    4 сентября прошли Крестцы, 7-го - село Броницы и от него пошли водою, ночевали против Николаевского Липинского монастыря и тут стояли до 9-го числа, погода была на удивление хорошей.

    9 сентября в путь пошли в 8 часов по полудню, вышли на озеро Ильмень, в водах которого, без сомнения, во время земной жизни не раз отражался светлый образ Невского. На лодках приблизилось для встречи духовенство Юрьева монастыря. Наконец святыня в Новгороде!

    У пристани на Хисловенской улицы ковчег был внесен на берег. Епископ Иоаким с многочисленным духовенством, генерал Волков и воевода Хилков и множество народа встретили святыню, и шествие через Волховский мост направилось к соборной церкви св. Софии, где святыня и была поставлена против северных врат под шатром. Так Невский герой снова был среди своих новгородцев, предков которых некогда водил он к победам, среди которых голос его гремел на вече, как труба, снова у св. Софии, где некогда он так горячо молился, прося небесной защиты!

    Сколько чувств, сколько славных и трогательных воспоминаний теснилось в душу новгородцам при виде дорогой и родной святыне!

    10 сентября епископ Иаким совершил литургию, по её завершению ковчег со святыми мощами был перенесен на Волховский мост, откуда против Хутынского подворья ковчег святого был поставлен в судно и духовенство с народом сопровождало святыню до Антониего монастыря.

    От Хутынского подворья святыню везли водою до Ладоги.

    Ежедневно из разных мест были встречи: 11 сентября от села Высокого, погоста Грузинского и Черницкого, 12-го - от села Солецкого и Помялова, 13-го - от погоста Михаило-Архангельского и Ильинского, от ста¬рой и новой Ладоги. 13-го сентября день был мрачный.

    Из новой Ладоги шествие снова направилось дальше сухим путем.

    17 сентября архимандрит Сергий получил Высочайший указ, чтоб с мощами Святого от Нового-Города, не выходить на першпективную дорогу, идти в Ладогу водою, а из Ладоги до Шлюшенбурга.

    По предварительному соображению святыня должна была быть уже 25 августа в Петербурге.

    Предполагалось 30 августа, в память заключенного в этот день славного Ништадтского мира со шведами, торжественно внести святые мощи в Александро-Невский монастырь.

    Но так как к назначенному сроку святыня, по дальности пройденного расстояния, не могла прибыть в Петербург, то новым указом повелевалось уже не спешить шествием и по прибытии в Шлиссельбург поставить святыню в каменной соборной Благовещенской церкви Шлиссельбурга, что и было исполнено 1 октября.

    Святыню внесли в церковь с трудностями и поставили на ступеньку у правого крыльца, опечатали.

    День был красный.

    Там святые мощи почивали до августа следующего, 1724 года.

    30 августа 1724 года состоялась встреча святых мощей Александра Невского в Петербурге, тогда еще молодой столицей, встреча происходила очень торжественно.

    Император со свитой прибыл на галере к устью реки Ижоры.

    Благоговейно сняв святыню с яхты и поставив на галеру, государь повелел своим вельможам взяться за весла, а сам управлял рулём.

    Во время плавания раздавалось непрерывная пушечная пальба.

    То и дело из Петербурга прибывали новые галеры со знатными лицами, а во главе их - ботик Петра Великого, также отдававший салют своими небольшими пушками.

    Шествие приближалось к Петербургу.

    Мысли всех присутствующих невольно неслись к той далёкой эпохе, когда на берегах Невы и Ижоры молодой новгородский князь Александр торжествовал свою победу над врагами.

    Караван судов остановился у пристани, специально для этого сделанной.

    Там святыню сняли с галеры, и знатнейшие вельможи понесли ёе в монастырь.

    Пушечная пальба умолкла.

      "Веселися, Ижорская земля и вся Российская страна!
      Варяжское море, восплещи руками!
      Нево река, распространи своя струи! .........

      Веселитеся днесь, Российстии народи!
      Ликуйте начала и власти! ..........

      Созидай грады твоя новые, Россие,
      утверждай миром пределы твоя!
      Господь с тобою, Господь помощник! ..."

    ( Служба 30 августа. 1724 г.)

     

    Близ архиерейского двора навстречу святыни прибыла императрица с высшими чинами двора.

    Святые мощи внесены в церковь, построенную в честь св. Александра Невского и в тот же день освященную.

    Лишь только святыня была поставлена на приготовленное место, дан был знак для возобновления пушечной пальбы.

    Вечером город был иллюминован.

    На другой день в Александро-Невской обители было светлое торжество, на котором присутствовал государь со знатнейшими вельможами и раздавал гостям план предложенных в монастыре построек, гравированный на меди.

    Здесь и был зачитан Указ об установлении даты празднования торжество перенесения святых мощей ежегодно 30 августа (12 сентября по новому календарю).

    Так исполнилось заветное желание Петра Великого.

    Перенесение святыни было последним великим благодеянием Петра своему дорогому детищу - Петербургу. Основав свою столи¬цу на окраине государства, открывая окно в Европу для удобного общения с другими народами. Перенесением мощей великого подвижника Древней России, Петр оставил для новой столицы как бы завет - воспринимая все доброе у других народов, не пренебрегать тем, что есть в своем отечестве.

    Таким образом Государь, как бы внушал своим поданным, что святая Русь имеет и свои доблести, "лучше которых, - по словам духовного оратора, - ничего не найдешь нигде, - что, если в чужих странах привлекательно и достойно подражания многое, касающееся внешней жизни, то в своей родной стране у нас есть достойные подражанию примеры благоустройства жизни внутренней, образцы искреннего благочестия, святости, которые, конечно, и должны изучать прежде всего и больше всего".

    В 1725 году, согласно с волей Великого Петра, его супруга императрица Екатерина I учредила орден в честь св. благоверного великого князя Александра Невского.

    В 1726 году издан был особый церемониал празднования дня 30 августа.

    Дочь Петра Великого императрица Елизавета Петровна посвятила св. покровителю столицы первое серебро, добытое в Колыванских рудниках, повелев устроить из него новую великолепную раку. По особому предложению государыни в 1748 году установлен крестный ход, возрожденный сегодня в Санкт-Петербурге.

    Императрица Екатерина II пожелала воздвигнуть в Александро-Невской лавре храм, достойный хранящийся там святыни. Торжество закладки происходило 30 августа 1774 года, в присутствии государыни, причем по обычаю, под алтарем была заложена серебряная доска, украшенная именем Екатерины с обозначением времени основания храма. Вместе с доской была положена часть мощей св. Андрея Первозванного.

    В 1790 году строительство собора было завершено, и 30 августа происходило истинно царское торжество по освящению храма и перенесение мощей св. Александра Невского. Шествие с мощами в новый храм совершалось в следующем порядке: впереди крестный ход, в котором с хоругвями, св. иконами, крестами и Евангелием шло духовенство; далее - духовник государыни нес великокняжеский венец св. князя и архимандрит Юрьева монастыря - жезл Александра Невского. Св. мощи несли кавалеры ордена св. Александра, а балдахин над мощами поддерживали кавалеры ордена св. Владимира. Государыня шествовала, окруженная кавалерами в парадной форме, великие князья и знатнейшие особы обоего пола заключали шествие. Все время непрерывно продолжался колокольный звон. Войска при пушечной пальбе отдавали честь. По внесению св. мощей в новый храм началась божественная литургия, которую совершал митрополит Гавриил в сослужении архиепископов.

    Преемники Петра Великого с особенным благоговением чтили память великого предка, поборника отечества и веры православной.

    С февраля 1917 года все церемониалы чествования Александра Невского на уровне руководства страны были отменены, отменен был и орден св. Александра Невского. Однако, ради справедливости надо сказать, что в народе не забыт был Невский герой, во всех православная храмах нашего отечества, исправна продолжалась традиция чествования Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, со строгим соблюдением всех канонов и традиций.

    Завершилось второе тысячелетие, наше Отечество вступило в XXI век и мы решили не только принять эстафету чествования памяти Александра Невского у предшествующих поколений, но и предоставить более широкую возможность нашим соотечественникам познакомится с его деяниями на поприще политики, дипломатии и укреплении границ Российского государства.

    Мандат - доверенность Комитета по культуре и туризму Санкт-Петербурга.

    Для ликвидации бездорожья на нивах Российской истории, мы разработали серию историко-культурных программ, которые предусматривают создание памятных знаков в местах связанных с жизнью и деятельностью великого предка.

    Сегодня нами уже создан памятник-веха в селе Кобылье Городище Гдовского района Псковской области (место Ледового побоища), завершены работа по памятнику «Часовня на месте божьей помощи в день Невской битвы» в селе Усть-Ижора Колпинского района Санкт-Петербурга.

    12 сентября 2007 г. пл. Александра Невского.
    Старт экипажа АВТО ВЕЧЕ 2007 с колоколом (420 кг.) для церкви Архистратига Михаила села Кобалье Городище, что на Чудском озере.

    В дальнейшем мы рассчитываем с помощью проекта АВТО ВЕЧЕ «Серебренное кольцо Александра Невского» объединить усилия всех, кто желает или поделиться знаниями, или изучить наследие Александра Невског, ремесло, традиции, образ жизни тех, кто вместе с ним сохранил для нас Русь в XIII веке.

    5 апреля 2004 г.