Копорье   | Кингисепп   | Ивангород   | Гдов   | Кобылье Городище   | Псков   | Выбуты   | Печоры   | Остров   | Святогорский монастырь   | Пушкинские горы   | Новоржев   | Порхов   | Сольцы   | Великий Новгород   | Чудово   | Старая Ладога   | Усть-Ижора   | Колпино   |

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Основан: 859 г.

Поверье - Легенда "ЗАСТУПНИК"

Поверье - Легенда "КРЕСТОЦЕЛОВАНИЕ"

Краткая характеристика: Расположен на Приильменской низменности, в 6 км от озера Ильмень, в 552 км к северо-западу от Москвы. Порт на р. Волхов. Узел ж.д. линий. Аэропорт.

Исторический очерк: Новгород - один из древнейших русских городов. В русских летописях впервые упоминается под 859, в зарубежных источниках упоминания о нём относятся к ещё более раннему времени (у готского историка Иордана, 6 в., Новиетун - кельтская калька древнерусского Новгород). В те времена город представлял собой просто укрепленное (огороженное) селение. За одним из таких вновь образованных городов закрепилось название Новый город, обычно в мировой топонимии: Новогород-Северский, Нижний Новгород, Новгород-Волынский, а также Нойштадт, Ньютаун, Неаполь.

С 10 в. второй по значению центр Киевской Руси. Расположение на стыке пути "из варяг в греки" с Волжским способствовало развитию уже в 10 в. ремёсел (обработка железа, дерева, кожи, ювелирное искусство), торговли и культуры. В 1136-1478 центр Новгородской феодальной республики, управляемой вечем.

В летописи под 1169 и под более поздними датами город упоминается как Великий Новгород, но официального признания эта форма не получила. Первая попытка её возрождения была предпринята городской думой в 1914, но война и революция помешали её осуществлению.

Под его властью находилась огромная территория от Кольского полуострова до г. Торжок, которая административно делилась на 5 частей (пятин). Торговые связи Великого Новгорода распространялись от Фландрии и ганзейских городов до Югорской земли и от Скандинавии до Астрахани и Константинополя. Вывозились пушнина, лён, воск, кожевенное сырьё и др. >

С середины 12 в. - центр напряжённой социальной борьбы посадских людей с засильем светских и церковных феодалов и купцов (городские вооружённые восстания 12 в., 13-15 вв.).

Древний Новгород - выдающийся центр русской культуры, не пострадавший от татаро-монпольского нашествия, был сосредоточием летописания, книгописания, распространения грамотности (найдены 752 берестяные грамоты 11-15 в.), сыграл большую роль в развитии русской архитектуры, живописи и прикладного искусства.

В 1478 Новгород и все его земли вошли в состав Русского централизованного государства. В 16-18 вв. оставался одним из крупных хозяйственных и торговых центров России. В 1546 по количеству дворов и населения занимал среди русских городов 3-е место после Москвы и Пскова.

Сильно пострадал от шведской оккупации 1611-17. В 18 в. с развитием Санкт-Петербурга постепенно теряет своё торгово-экономическое значение, оставаясь одним из центров льноводства. Крупнейшим предприятием Новгорода была адмиралтейская парусная фабрика, снабжавшая парусиной Балтийскую флотилию. Действовало 8 кожевенных заводов.

С 1727 центр Новгородской губернии. В 1927 Новгородская губерния была ликвидирована и Новгород стал окружным, с 1930 - районным центром Ленинградской области.

С 1944 центр Новгородской области.

В Великую Отечественную войну почти полностью разрушен. В 1950-60 гг. отстроен фактически заново.

С 1998 называется Великий Новгород.

Архитектура, достопримечательности: На левом берегу р. Волхов - т.н. Софийская сторона с Новгородским кремлём - Детинцем (основан в 10 в., каменные стены 1302-24, общая протяжённость 1385 м., ныне - историко-архитектурный музей-заповедник). На его территории Софийский собор (1045-50), Софийская звонница (15 в., перестраивалась в 16-19 вв.), Митрополичьи покои (1770-е, на основании построек 17 в.), здания Владычного (Епископского) дворца с Грановитой палатой (1433), дозорная башня "Часозвоня" (1673), Архиепископский дворец (по другим данным, Судная палата, 1670), памятник "Тысячелетие России" (1862).

На правобережье Волхова т.н. Торговой стороне, комплекс построек Ярославова дворища, Торгового и Гостиного дворов (конец 17 в., перестраивались в конце 18-19 вв.).

Близ р. Волхов, в северной части города - Антониев монастырь (начало 12 в.) с собором Рождества Богородицы (1117).

К югу от Великого Новгорода, на левом берегу Волхова - Юрьев монастырь (упоминается с начала 12 в.) с Георгиевским собором (1119). Близ монастыря, на берегу озера Мячино - Музей- заповедник народного деревянного зодчества в Витославицах (деревянные церкви, избы, ветряные мельницы, амбары и др. из различных районов Новгородской области).

 

    "ЗАСТУПНИК"

    В истории народов нередко встречаются события, в которых нельзя не видеть явного проявления Высшей Воли, направляющей течение исторического развития по своему всеблагому усмотрению. Проходит время, и с вершины прошедших столетий потомки осознают мудрость сути свершившегося….

    Два наследника крепко вставали на ноги в гнезде новгородского князя Ярослава Всеволодовича: Фёдор – его правая рука, и Александр – сердце отца. Любо смотреть на молодцов – есть кому княжий стол передать. Дай Бог каждому на Руси быть с такой сильной рукой и таким горячим сердцем.

    Старшему Фёдору – 14 лет. По меркам современников, он уже достиг совершеннолетия. Великий князь владимирский Георгий Всеволодович (старший брат отца княжичей) посылает Фёдора вместе с сыном своим да князьями рязанским и муромским в поход на Мордву. Это ли не подтверждение, что вступает Фёдор в круг обычной княжеской жизни?

    На июнь 1233 года родители намечают свадьбу старшего сына. В жены ему избрана черниговская княжна Ефросинья. Этот выбор позволит новгородскому князю замириться с Черниговским княжеством и погасить костер вражды на Русской земле (нужен мир Руси, ох, как нужен!). Но сыграть свадьбу не суждено. Юный Федор умирает буквально накануне торжества. «...Ещё млад, и кто не пожалеет о сем! – восклицает летописец. – Свадьба пристроена, меды изварены, невеста приведена, князи позваны... И вместо веселья – плач и сетования!» .

    …Красотой Юрьева монастыря не раз восхищались братья Ярославичи. Сегодня же он кажется княжичу Александру одиноким холмом, на котором замерли в печали церкви, монастырские постройки с обводной стеной.

    …Траурная процессия уже в стенах Георгиевского собора. Душа Александра рвётся из груди, ей сейчас нужен ответ только на один вопрос:

    – Почему это случилось? Почему?

    Свершилось торжественное отпевание. Свеча жжет руку, но Александр этого не замечает…

    – Почему, почему Федор?…

    Архимандрит вкладывает в руку усопшего брата ритуальную грамоту…

    – По-че-му?!

    Со стен величавого собора смотрят на Александра образа святых, ярко освещенные свечами паникадила – как с неба: «… Кланяемся, отроче Александр, не тебе, а судьбе твоей грядущей, великой и славной, но тяжкой и горькой…».

    Отрок ставит свечу к образу святого Георгия, со страхом Божиим и верою осеняет себя дважды крестным знамением, целует икону, и, перекрестившись еще раз, выходит, бросая прощальный взгляд на правый предел, где теперь покоится Федор. Преисполненные глубокой скорби, выходят из собора безутешные родители.

    – Сын мой! – в волнении обращается князь Ярослав к Александру. – Бог дает тебе старшинство среди сыновей моих. Прими этот щит, и да поможет он тебе оборонять старейшее княженье в земле Русской. – С этими словами Ярослав Всеволодович передает боевой щит, поданный ему кормильцем Федором Даниловичем, сыну. Александр с поклоном принимает дар. Помедлив мгновенье, отец отстегивает свой меч и, держа его перед собой двумя руками, продолжает:

    – Честь князя на острие меча. Меч сей обоюдоостр, без нужды не обнажай его. А хранителем и поспешителем твоим да будет символ веры Православной. – С этими словами он вручает меч сыну.

    – Господи, благослови верного раба Твоего Александра, укрепи его силою свыше, утверди его на престоле правды, огради вооружеством Пресвятого Духа… – осенив сына крестным знамением, молвит княгиня Феодосия.

    Княжич прижимает меч к сердцу.

    Его душа преисполнена любви и благодарности.

    С удивлением и благоговением он вдруг явственно осознает, как дороги его сердцу бесконечные просторы земли родной, люди, живущие на ней, св. София Новгородская, Вера Православная.

    ОТНЫНЕ БЫТЬ ЕМУ ВО ВЕКИ ВЕКОВ

    ЗАСТУПНИКОМ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

    А.А. Селезнёв

     

      "КРЕСТОЦЕЛОВАНИЕ"

      С Городищенского холма, в лазоревой дали как на ладони видна белокаменная сказка – Юрьев монастырь.

      Насупротив же, за широкой и быстрой рекой – Детинец Великого Новгорода с устремленными в синь небесную куполами святой Софии.

      Сегодня старейшее княженье во всей земле русской вручают сыну новгородского князя Ярослава – потомку Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Православный град окутан серебряным звоном.

      Княжий двор в двух верстах от города, но и здесь хорошо слышен торжественный бас вечевого колокола, созывающего господ новгородцев на торговую сторону. Во дворе князя заканчиваются последние приготовления.

      Наконец все готово, и князь Ярослав с наследником, послами да боярами верхом выезжают с княжьего двора: рысью, стремясь коней держать ровно – не прибавляя и не убавляя хода.

      Две версты отмахали незаметно, и вот уже князь с княжичем на улице Славной и к пятиглавому Никольскому собору подъезжают. В главный колокол бить стали чаше.

      – Е-дууу-т!!! – гремит на площади, где новгородцы вече творят.

      На Ярославовом дворище уже много людей собралось, и набегают всё новые и новые. Вблизи, по берегу Волхова, вдоль речных причалов шумит и горланит Торговая площадь. Перед взором молодого князя, полукружьем охватив Вечевую площадь, величаво встают: церковь Параскевы Пятницы, церковь Успенье на Торгу и церковь Иоанна Предтечи на Опоках.

      – О, прекраснаго чудесе! Господин Великий Новгород!…

      Под вечевой колокольней у княжей кавалькады принимают коней. Колокольный гул смолкает…

      Не из робкого десятка Александр, да и перед новгородским людом на вече не раз слово держал. Однако ж как увидал с высоты степени на площади шумевшую без страха и почтения тьму людей, сердце на миг замерло в волнении. Шутка ли – впервые вышел сюда, чтоб на стол княжеский самостоятельно сесть.

      Отец подбадривает княжича, хлопнув слегка по плечу – мол, не тушуйся, ты князь.

      – Здравствуйте, господа новгородские! – молвит Александр, кланяясь с должным почтением, но не угодливо. И крестится на крест Параскевы Пятницы.

      – Здравствуй, князь! – отвечает народ, пришедший князя утверждать.

      На степень всходит тысяцкий для чтения статей ряда-договора Новгорода с князем:

      – …Без посадника, княже, суда не суди, ни волостей, ни грамот не раздавай… – звенит в напряженной тишине голос тысяцкого.

      Слушает Александр договор, и вспоминается ему, как стоял он здесь впервые с братом своим любезным Федором при заключении ряда-договора новгородцев с их отцом – князем Ярославом. «Эх, Федор, Федор, а ведь по старшинству на этом вече быть бы тебе надобно…» – вздохнув, беззвучно шепчет Александр.

      – …А без вины мужа должности не лишай. А буде аще вина за ним, то все едино вкупе с вече над тем думать…

      Закончив чтение, тысяцкий с поклоном подносит договор князю. Александр, обмакнув свою печать в ореховые чернила, уверенно прикладывает её внизу длинного пергаментного свитка.

      – Люба, князь, лю-бааа!!! – катится из конца в конец площади….

      Впереди за мостом, на высоком берегу за стенами Кремля с его крутоверхими башнями-вежами возносятся ввысь купола Софийского собора – высоки, сияющи, торжественны. Именно туда и отправляются князь со свитой за благословением Владыки – там ему и крест целовать на верность слову своему княжескому да Великому Новгороду.

      – Владыко! Божиим повелением от наших прародителей великих князей старина наша: оттоль и до сих мест отцы-князи сынам своим первым давали княжение. И я было сына своего первого Фёдора при себе благословил княжением. Божия паки воля сталася: сына моего в животе не стало, и остался сын первой – Александр, и я ныне его благословляю при себе и после себя княжением Новгородским. И ты бы его, отче, благословил на княжение этого Града Великого.

      Александр приближается к Владыке и склоняет голову. Осенив его крестом, архиепископ возлагает длани на чело юного князя и произносит благодарственную молитву Царю Царей, дабы Он из святого жилища своего благословил верного раба Александра, укрепил его силою свыше, оградил вооружеством Пресвятого Духа и сподобил Небесного Царствия…

      Сверху льется стройное пение, струится благовонный фимиам. Молодой князь подходит к аналою, осеняет себя крестным знамением и целует крест. За ним проходят посадник и тысяцкие, и от имени всех новгородцев тоже целуют крест, возглашая при этом громко:

      – Ты наш князь!

      ОТНЫНЕ, АЛЕКСАНДР, ТЫ – НОВГОРОДСКИЙ КНЯЗЬ,

      ЗАСТУПНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ – ЗЕМЛИ СЕВЕРНОЙ

      А.А. Селезнёв

       

      Copyright © Размещенные на сайте статьи, фотографии, панорамы защищены законом об авторских правах. Использование материалов без согласования с авторами запрещено!