Копорье   | Кингисепп   | Ивангород   | Гдов   | Кобылье Городище   | Псков   | Выбуты   | Печоры   | Остров   | Святогорский монастырь   | Пушкинские горы   | Новоржев   | Порхов   | Сольцы   | Великий Новгород   | Чудово   | Старая Ладога   | Усть-Ижора   | Колпино   |

СТАРАЯ ЛАДОГА
 

Поверье - Легенда "ЛАДОЖСКИЙ КОВАЛЬ"
 

Старая Ладога - небольшая деревенька в Ленинградской области с великим прошлым -некогда являлась одним из десяти крупнейших русских городов. Сегодня из числа других деревушек ее выделяет древняя крепость, стоящая на высоком берегу Волхова, и несколько старинных церквей за ее пределами.

Старая Ладога располагается на высоком левом берегу очень широкой и полноводной реки Волхов, примерно в 15 километрах от места ее впадения в крупнейшее озеро Европы - Ладожское. Следует отметить, что оба берега Волхова в этих местах высокие. Поэтому вся дорога от Волховстроя до Старой Ладоги, идущая вдоль берега, изобилует красивыми видами. Далее дорога ведет в Новую Ладогу - небольшой городок в устье Волхова. Старая Ладога - относительно большая деревня, вытянутая вдоль берега реки на 1,5-2 километра. На маленьком пространстве сосредоточены такие интересные объекты, как пятиугольная крепость с высокими каменными стенами и башнями, вырастающими прямо из воды; Успенский монастырь, ныне восстанавливаемый; церкви. Я бы сказал, что интерес представляет весь комплекс монастырей и церквей, расположенных вдоль обоих берегов Волхова. Впрочем, пересечь его в этих местах нелегко - нет ни моста, ни регулярного паромного сообщения. Недалеко от деревни обнаружены холмы-могильники. По преданию, в одном из них похоронен Вещий Олег.

Сегодня Старая Ладога - центр совхоза "Волховский", а в крепости действует музей. Стария Ладош является одним из старейших городов России, впервые упоминается под 862 годом.

Летопись рассказывает о призвании трех братьев варягов на княжение на Русь: "И избраша трие брата с роды своими и придоша к славеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик". Таким образом, Старая Ладога, наряду с Киевом и Москвой, должна считаться одной из столиц Русского государства. Правда статус этот она носила весьма непродолжительное время. С одной стороны, географическое положение Старой Ладоги очень выгодно. Она располагается в том месте пути из "Варяг в греки", которое обойти стороной практически невозможно. Даже если у купцов было сильное желание не подниматься по Волхову, а идти на Волгу, например, через реку Свирь, то все равно их путь лежал вдоль южного берега Ладожского озера и, соответственно, мимо Старой Ладоги. Таким образом, город был центром интенсивной торговли. Старшой Рюрик это понимал и имел планы по строительству укреплений в этих местах. С другой стороны, чтобы управлять славянами, то есть выполнять поставленную перед Рюриком задачу, место это было абсолютно непригодно. Очень уж далеко с берегов Волхова до центральных областей страны - до Киева, Мурома, Полоцка, Ростова. Видимо это и стало причиной переезда Рюрика в Новгород.

Тем не менее, город быстро развивался и богател. Здесь были многочисленные ярмарки, жили династии лоцманов, проводивших заморские суда вверх по Волхову, стоял воинский гарнизон, хорошо шла рыбная ловля. Уже в 1144 году здесь начинают строительство каменного кремля - как выяснилось, очень своевременно. Через 20 лет сюда приплыли шведы на 55 судах и попытались сходу овладеть крепостью. Однако местные жители сожгли свои дома и укрылись за непреступными стенами, которые были возведены над обрывом к реке. Сам обрыв был облицован камнем прямо от реки, что создавало у врага впечатление стены крепости огромной высоты и неприступности.

Вторая попытка взятия Старой Ладоги была предпринята в 1313 году. Шведы, очевидно чуждые предрассудкам по поводу числа 13, захватили крепость и сожгли деревянные постройки, однако взять крепость под свою юрисдикцию не смогли.

В 1338 году Старая Ладога осталась неприступной для очередной шведской атаки. В середине 15 века крепость перестроили в связи с появлением огнестрельного оружия. Крепость имела пятиугольную форму, мощные стены, многоярусные башни толщиной до 7 метров. Узкие бойницы раструбами расширялись наружу. Стены крепости складывали из известняка, который добывали неподалеку, а внутрь засыпали валуны. Все это облицовывалось тесаным камнем. В крепость вел единственный вход - через четырехугольную Воротную башню. Жестокие защитники крепости придумали военную хитрость: чтобы попасть в крепость, нужно было двигаться вдоль стены до ворот, которые к тому же были закрыты решеткой. Далее, попав в башню, нужно было повернуться на 90 градусов. Другими словами, противник должен был быть многократно убитым, пока шел вдоль стены, и разворачивался внутри башни.

Другие башни также имели специальное назначение. Например, Тайничная - прикрывала тайный ход к реке, что давало возможность осажденным набирать воду.

В смутные времена, в 1610 и 1611 годах, крепость дважды захватывали шведы, а в 1701 году Старая Ладога выдержала последний в ее истории штурм.

18-20 века ничего не добавили к славе угасавшего города. Торговлю перехватила Новая Ладога, в которую в 1704 году по приказу Петра перевели все административные учреждения и жителей из Старого города. Позже железные дороги свели к минимуму и сам транзит через Волхов. Товары пошли напрямую в Петербург. Все это и превратило Старую Ладогу в маленькую деревушку, коей она сейчас и является.

Сегодня Крепость находится в состоянии ремонта-восстановления, и многое уже сделано. Высятся до 19 метров грозные башни, достигающие в диаметре 24 метров, западная стена восстановлена полностью. Первая стена, которую возводили еще в 12 веке, во многих местах оказывается как бы вмурованной в более позднюю стену. Некоторые участки этой стены сегодня видны. Особенно интересны пока еще не восстановленные башни, примыкающие к реке. Например, Тайничная. Хорошо видны внутренние ее структуры, можно забраться внутрь. Со стен открываются живописные виды как на северную часть Старой Ладоги с Успенским собором, так и на южную, с Никольским. Сегодня территория крепости занята музеем.

Храм Георгия (XII в.) - одна из самых древних каменных построек, сохранившихся на севере Руси. Интересно, что внутри сохранилась фреска, которая и делает храм столь знаменитым - "Чудо Георгия о змие", на которой изображен всадник, убивающий копьем змею.

Деревянная церковь Дмитрия Солунского (1731) также располагается внутри крепости и занята музейными экспозициями. Большого интереса не представляет.

Успенский собор (XII век, в XVII веке перестроен) - главный храм Успенского монастыря (первое упоминание в XV веке) расположен чуть к северу от крепости, на берегу Волхова. Собор значительно больше Георгиевского, но находится в более плохом состоянии. По соседству сохранились некоторые монастырские постройки бытового назначения, но все они находятся в плачевном состоянии.

Никольский монастырь. Занимает положение к югу от Крепости. Его появление связывают со временами Александра Невского, однако документов, подтверждающих подобную древность монастыря, нет. Даже из крепости просматривается Никольский собор (XVII в), построенный на месте церкви 12 века. Но это - единственное уцелевшее от монастыря здание.

Церковь Иоанна Златоуста (1860-1862) соседствует с Никольским собором и представляет собой "типичный образец культовых построек середины XIX века".

Еще один интересный объект Старой Ладоги - Церковь Иоанна Предтечи 1695 года постройки. Она располагается на Малышевой горе, где некогда находился еще один монастырь.

На восточном берегу Волхова, прямо напротив Крепости, просматривается церковь Василия Кесарийского, некогда центрального сооружения Васильевского монастыря. Так что, собираясь в Старую Ладогу, надо попробовать переправиться и на другой берег. Во-первых, там есть интересные места, а во-вторых, оттуда можно полюбоваться на крепость, расположенную на западном берегу реки.

 

        "ЛАДОЖСКИЙ КОВАЛЬ"

    – Ведай, князь, чтоб крепостью владеть, околицу не токмо крепостей, но и княжества назубок ведать надобно – молвил перед отъездом Ярослав Всеволодович. Оставляю тебе гридника Святозара, он поможет леса, долы, да высотки округ крепостей занести на чертеж. В трудный час не сподручно князю отсутствие таких чертежей при управлении дружиной, а особо ополчением горожан.

    Исполняя наказ отца, решил молодой новгородский князь с воеводой, да в сопровождении дружины малой, изучить перво-наперво окрестности Ладоги. Именно здесь главные морские ворота Новгорода, здесь пересекаются важные для Запада пути – «серебряный» и «парчовый».

    Восход солнца в день бессребреников св. Кузьмы и Демьяна застал князя Александра в сопровождении дружинников Гаврила Олексича, Святозара да милостника Ратмира на пороге церкви Святого Георгия, что величаво встала в окружении каменных твердынь Ладожской крепости .

    Первый петух пропел в тот момент, когда князь Александр, осенив себя крестным знамением, преклонил голову пред фреской «Чудо Георгия о змии». Св. Георгий изображён на ней без традиционного копья, пронзающего змия – здесь он усмиряет его молитвой.

    – Вона как! Добро побеждает зло токмо словом – шёпчет Святозар Ратмиру.

    – Да, мудро. Да только вот не всегда ворог слову мнит. Как тут-то быть?

    – Знамо дело – в таком случае с обидчиком говорит меч, копье, да стрела дружины княжей. – Был ответ.

    – Боже, вразуми. Благослови раба твоего меч сотворить, подобный сверканию небесной молоньи! – шепчет бородатый великан.– Божий кузнец, св. Кузьма-Демьян, на тя уповаю. Помоги просящему тя закалить меч, да так, чтоб края были алмазно-тверды, а сердцевина мягкой и упругой. «Видать кузнец,– удивился Гаврило Олексич, а по белизне одеяния на пекаря похож, чудно».

    – Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними! – вторит бородачу женщина за церковным столбом. «Сегодня летние Кузминки , – отметил про себя Ратмир. – День покровителей кузнецов да женского рукоделия».

    После утренней молитвы князь со спутниками вышел из церкви и направился к Раскатной башне – с неё просторы Волхова видны, как на ладони. Однако лойвы с воеводой еще не было – видно, не успел поручения князя в один день справить, вот и задерживается. Ну, да не беда – время пока терпит.

    В утреннем речном гомоне явно был слышен кузнечный перезвон.

    – Пойдем-ка в кузницу, – молвил Александр своим спутникам. – Позрим, как ладожане мечи творят. Да всё ли ладно у них?

    Кузница стояла у спуска к реке. Двери распахнуты настежь. В синеватой мгле ярко пламенел огонь горна. Мягко вздыхали, поскрипывая, меха. Лишь встав в дверях и присмотревшись, гости разглядели впотьмах людей. Отрок, стоя у горна, усердно раздувал меха. Двое работали у наковальни. Старший – богатырского сложения, с широкой бородой (тот, что молился в церкви) – выхватил щипцами из огня раскаленную добела полосу железа, кинул ее на наковальню. Затем вторую, поуже, уложив её на первую и подправив молоточком, чтоб легла точно. Кивнул помощнику – Давай! Статный молодец, стоявший наизготовку, изо всех сил начал бить молотом по раскаленному железу: – Бум! Бум! Бум! Старший же, сжав левой рукой щипцы с металлом, двигал раскаленные полосы по наковальне, тюкая молоточком там, где надобно. Полосы плющились, разбрызгивая веселые искорки, сливались вместе, постепенно темнея. И когда железо заметно потускнело, кузнец сунул его обратно в горн, выхватив оттуда другую раскаленную полоску. Уложив ее на наковальню, посыпал порошком – белым, как снег. Снова кивнул помощнику – Давай! И вновь звонко и мощно ударил молот: – Бум! Бум! Бум! А между его ритмичными гулкими ударами ему тоненько и дробно вторил молоточек: – Тиньк-тиньк-тиньк! Тиньк-тиньк-тиньк.

    – Наши лучшие кузнецы, – с гордостью произнес князь. – Род их ажно от мечедельца Людоты тянется, «чародейство» свое отец сыну по наследству передает. Про железо им много секретов ведомо.

    Когда кузнец кинул в огонь очередную потускневшую заготовку, Александр махнул рукой, молвя:

    – Погоди, Радим.

    Стало непривычно тихо, даже отрок перестал раздувать горн. Бородач взглянул на него сердито, и опять – уф, уф – завздыхали меха. Отложив инструмент, кузнецы неспешно и с достоинством поклонились гостям.

    – Радим, покажи-ка нам меч твоей работы. – сказал Александр.

    Кузнец прошел в дальний угол кузницы, вынес оттуда меч. Протянул с поклоном на двух руках спутнику князя, на коего тот указал молча взглядом. Гаврила Олексич, приняв оружие, перво-наперво подивился непривычной его легкости. Со всё возрастающим интересом он стал рассматривать меч поближе: заметил извилистые линии на поверхности клинка и узоры в виде человеческих фигурок.

    – Так он же вроде свилеватый?

    – Верно! – улыбнулся Радим. – И береза свилеватая – насколько крепче прямостойной.

    Олексич вышел на дневной свет, чтоб получше разглядеть необычное оружье. В лучах солнца клинок сверкал ослепительным золотом. И рука, словно ведомая неодолимой силой, произвела привычное движение.

    – Вжжик! – Как будто вспышка-молния рассекла упругий воздух.

    – Легковат, однако. – озадаченно произнес Олексич.

    – Легковат? – улыбнулся Радим. И, разглядев на перевязи Ратмира двуручный меч, попросил: – Вынь-ка свой, тяжелый. И когда просьба была немедля исполнена, предложил:

    – А теперь, что есть силы у каждого, ударьте в мечи покрепче.

    Олексич занес необычный клинок над головой и, привстав на носки, с силой обрушил его на меч Ратмира.

    Булат зазвенел высоким и чистым звоном.

    – Ух, – поморщился Ратмир. – Едва кисть не вышиб.

    – Ну а теперь зрите, какой боле пострадал, – сказал бородач. – Тяжелый али легкий?

    Гаврила Олексич тщательно осмотрел лезвие меча, даже ногтем проверил место удара – чисто!

    – Ан мой-то зазубрился, – сообщил озадаченный Ратмир, испытывая двоякое чувство. – Зри-ка, Олексич.

    На лезвие его меча и впрямь была глубокая свежая зазубрина. Взволнованный ратник не мог скрыть своего удивления.

    – Ай да меч! Ай да железо! – возбужденно шептал он.

    Александр незаметно кивнул кузнецу, что меч сей он для Гаврила Олексича заказывал. Радим понял, сказал: – Коль по сердцу тебе меч наш, бери его себе. Сильной руке да сильным железом владеть.

    – Спасибо, Радим. Но такого подарка достоин токмо князь. – Олексич повернулся к Ярославичу с намереньем передать меч князю.

    – Сильной руке да сильным железом владеть – повторил Александр и жестом остановил его, давая понять: меч сей по его заказу сработан и отныне он его.

    – Надобно ли пособление в чем? – оборотился князь к великану.

    – Всё слава Богу, Ярославич: железа в достатке, с работой к сроку управимся.

    – Ну, тогда Бог в помощь, кузнецы.

    Гости вышли из кузни, а навстречу им гридник с вестью: воевода прибыл, к выезду всё готово. Все немедля отправились на двор посадника. Князь же по дороге стал рассказывать:

    – Созвал это я кузнецов новгородских, говорю: – Будете учиться ковать мечи у Радима-ладожанина. Разобиделись мастера: – как, мол, это их, зубы съевших на железе, кто-то там чужой учить станет? – Ну что ж, говорю, коли зазорно чужим умом жить, живите своим. А токмо через месяц, не позже, к любому из вас пожалую, и ежели вот такого меча кто мне не сделает, пущай пеняет на себя: лишу кузницы, отлучу от ремесла.

    Вынул меч Радима, показал, а потом брони, у крыльца повешенные, им аки шкуру проткнул. Принесли шлем заморский. Ударил – шелом надвое рассек. Дивятся, черти копченые, а виду не подают – спесь не велит. С тем и ушли со двора. А пред самым отъездом сюда пришел ко мне Радим, говорит: – Князь, что делать велишь? Кузнецы новгородские просят мечи им продать, за каждый по две гривны сулят. – Не продавай, говорю, мечи ни за какие куны, а назначь повыше цену за ученье – с носа по три-четыре гривны. – А ежели к тебе с жалобой притекут? – Не притекут. Гордыня не позволит. Ну а коль сами от дармового учения отказались, так дери с них, Радим, как с липок. Авось за плату-то поскорей ума наберутся.

    Гаврила Олексич, внимая рассказу князя, нет-нет, да и поглядывал на висевший у пояса дорогой княжий дар.

    – А ведь ты их донял, Ярославич. Дармовое-то человек никогда не ценит. А уж за что платит, то и нежней гладит…

    – Вот и я об том же. А мечи нам, видать по всему, вскорости понадобятся. И быть они должны лучше мечей заморских. И обязательно будут. Ну а сейчас приспело время места для будущих засад выбрать – на случай, ежели соседи дурное задумают.

    Было это в лето 1237 от Рождества Христова.

    А спустя 700 лет найдут в Фощеватой чудо-меч, сработанный русским умельцем, и на нём надпись «ЛЮДОТА КОВАЛЬ».

    НЕ СКУДЕЛА УМЕЛЬЦАМИ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ ВО ВЕКИ ВЕКОВ:

    БЫЛО, ЕСТЬ И ВСЕГДА БУДЕТ, С ЧЕМ ЗА РУСЬ ПОСТОЯТЬ!

    А.А. Селезнёв

    Copyright © Размещенные на сайте статьи, фотографии, панорамы защищены законом об авторских правах. Использование материалов без согласования с авторами запрещено!